Области применения и технические возможности рентгеновского контроля
Методы просвечивания авиационных деталей и агрегатов занимают среди других методов дефектоскопии особое место. Они позволяют контролировать детали любой формы, из различных "материалов, обнаруживать внутренние дефекты материала, определять состояние закрытых деталей в агрегатах и механизмах, которые трудно или невозможно демонтировать для их визуального осмотра или для проверки другими средствами контроля.
Применение рентгеновского контроля при разовых профилактических осмотрах самолетов и вертолетов в ряде случаев имело решающее значение для поддержания высокой надежности авиационной техники и обеспечения безопасности полетов.
.Основными дефектоскопическими задачами, эффективно решаемыми рентгеновским контролем в эксплуатации авиационной техники, являются:
1. Выявление внутренних дефектов в сварных швах, паяных и клепаных соединениях (непровары, раковины, пористость, трещины, проплавы,. неиропаи,. деформация и "перекос стержня "заклепки и др.). Примером эффективного применения рентгеновского метода для контроля сварных швов в эксплуатации может служить разовый профилактический осмотр штырей подвесных топливных баков. На рис. 7.3 приведены вид осевого разреза штыря, на котором стрелкой показан выявленный непровар в кольцевом шве, и его рентгеновское изображение.
2. Выявление скрытых дефектов в слоистых конструкциях, например опасного концентратора, напряжений — технологического отверстия в полке балки крыла, не заваренного на некоторых самолетах при доработке крыла. Обнаружить это отверстие на самолете без демонтажа узла визуально невозможно, так. как полка балки с одной стороны закрыта стальным фитингом, а с другой — стальной_прокладкой и. дюралюминиевой обшивкой. Трудозатраты на демонтаж и монтаж, узл. а для осмотра детали составляют 300 ч с л. — ч. Рснтгеновским контролем узел проверяют за 1 у. На рис. 7.4 приведена рентгенограмма (позитив), полученная при просвечивании указанной слоистой конструкции крыла, на которой выявлено незаваренное отверстие (показано стрелкой).
При проведении рентгеновского контроля закрытых кронштейнов силовых рам фюзеляжа в них выявляют трещины.
3. Определениям-состояния внутренних деталей, их взаимного расположения и скрытых неисправностей в агрегатах, сложных
узлах, герметизированных блочках радио — и коммутационной аппаратуры и т. д. (неправильный и? ітаж, разрушение, деформацій или смещение деталей, чрезмерный износ и наличие недопу — стгіЦрх люфтов или зазоров, несоответствие размеров, отказы автоматики и т. д.). Так, например, рентгеновский контроль эффективно применяют для обнаружения вытяжки тросов из наконечников систем тросового управления вертолетом (рис. 7.5) и тросов принудительного раскрытия парашютов, определения положения внутренней цанги в амортизационных стойках шасси, износа и разрушения сепараторов в закрытых подшипниках, смещения спая, обрывов нити у спая и замыкания нити на корпус в термопарах Т-6, неправильного за-
цепления зубьев шестерен в угловых редукторах крыльевых щитков, смещения анероидных коробок в автоматическом распределителе топлива АРТ-8 и т. д.
Рис. 7.5. Рентгенограмма (позитив) наконечников тросового управления вертолетом. Обнаружена вытяжка троса из наконечника в месте его заделки |
4. Определение местоположения посторонних предметов и веществ. в труднодоступных местах конструкции, например воды в сотах сотового заполнителя триммера (рис, 7.6), случайно попав-
Рис. 7.6. »’Рентгенограмма (позитив) участка триммера. Обнаружена водз в сотах сотового заполнителя |
ших в отсеки гаек, инструмента и других предметов, которые могут привести к отказу систем управления в полете.
5. Выявление глубокой, опасной очаговой коррозии на. внутренних поверхностях полых деталей, не доступных для визуального осмотра — баллонов огнетушителей (рис. 7.7), цилиндров, трубопроводов, штоков клапанов и др.
6. Определение отклонений от заданных размеров внутренних П0Л0СТЄЙ (подрезы, разностепность, неправильная расточка пазов
под, уплотнительные кольца к (другие дефекты механической обработки). Для выявления этих отклонений рентгеноконтролю подвергают масляные форсунки, масляные трубки, штоки толкателей ит. д,
Рис. 7.7. Рентгенограмма, полученная при просвечивании баллона огнетушителя. Обнаружена глубокая коррозия |
Перечисленные задачи также эффективно решаются просвечиванием различных объектов при исследовании отказавшей авиационной техники. В ряде случаев ПО рентгеновским ИЛИ — рСНИМ-
Рис. 7.8. Рентгенограмма (позитив) гид роза м — ка управления закрылками самолета. Обнаружено заклинивание пружины правого гплроза мка |
кам агрегатов определяют причины отказов их в работе. Например, при просвечивании гидрозамка управления закрылками выявлено заклинивание пружины правого гидрозамка. На рентгенограмме (рис. 7.8) стрелкой показан открытый клапан слива в результате заклинивания пружины. Рентгеновским просвечиванием автомата защиты сети (рис. 7.9) установлено, что в нем отсутствует пружина регулировочного винта, что привело к самопроизвольному срабатыванию автомата в условиях воздействия вибрационных нагрузок.
Использование рентгепотелевизионных установок, дающих возможность получать изображения исследуемого объекта на экране телевизионного приемника со значительным увеличением
Рис. 7.9. Рентгенограмма (по-
зитив) автомата защиты сети.
Выявлено отсутствие пружины
регулировочного винта
(до 30—50 раз), особенно эффективно для контроля изделий небольших размеров (полупроводниковых элементов, микросхем, микроподшипников и т. д.).